СЕРГЕЙ БРАГИН

Как оценить успешность бизнеса?

методы и подходы

к оценке бизнеса

Когда решение о создании бизнеса уже принято, сразу стоит задуматься о том, как производить анализ его успешности в будущем. В статье приведены критерии, методы и подходы к оценке бизнеса в зависимости от индустрии. Бизнес, который нельзя продать – плохой бизнес Самый простой денежный способ оценить детище – немного забежать вперед и проанализировать, реально ли его продать. Согласитесь, если компания, которую вы построили, не сможет функционировать без вас, то шансы на ее последующую реализацию крайне малы. Задумайтесь об этом на этапе создания бизнеса, а не на стадии выхода из него. Понимание того, как устроен процесс продажи компании, позволяет моделировать и управлять стоимостью малого или среднего бизнеса, работающего не только в России, но и за рубежом. На рисунке 1 представлен краткий перечень показателей, на которые предприниматель должен обращать внимание на различных стадиях зрелости компании, чтобы впоследствии адекватно оценить ее успешность. График составлен на основании труда к.э.н., доцента, заведующего кафедрой теории финансов СПбГУ им. Д.Л. Волкова.

Рисунок 1. Основные финансовые показатели в зависимости от стадии зрелости компании

Никто не будет спорить, что глупо следить за доходом от акций, если компания их еще не выпустила. Всему свое время и своя стадия развития. Главное – точно определить, на каком этапе вы находитесь в данный момент: так вам будет гораздо легче ориентироваться в отчетах. Причины продажи бизнеса Источников возникновения мыслей о продаже бизнеса может быть масса. Ниже представлены основные из них:
  • Личные, не связанные с бизнесом, причины. Например, желание кардинально изменить свою жизнь и сферу деятельности.
  • Желание зафиксировать прибыль от владения бизнесом. Иными словами, намерение получить «все и сразу», а не долго и по частям в процессе работы.
  • Отсутствие желаемых финансовых результатов. Причины можно разделить на объективные (спад на рынке, появление сильных конкурентов, нежелание инвестировать в развитие или жизненный цикл отрасли или продукта) и субъективные (завышенные ожидания, низкая квалификация сотрудников, недостаток оборотных средств, отсутствие мотивации и, как следствие, времени на развитие «своего детища»).
  • Стратегия развития бизнеса (стратегия сокращения). Это осознанное решение компании в лице собственников и топ-менеджмента о закрытии (продаже) отдельного направления.
  Факторы успеха компании Несмотря на то, что каждая фирма идет по собственному пути развития, условия функционирования в различных сегментах индустрии разные, а правила игры варьируются в зависимости от запросов и потребностей целевых аудиторий, существует ряд индикаторов, которые способны дать первичное представление о целесообразности покупки бизнеса. Ниже представлены ТОП-7 факторов, положительно сказывающихся на оценке компании:
  1. Хорошая личная репутация владельца. Пожалуй, это один из самых весомых факторов: никто не будет сотрудничать с фирмой, собственник которой успел испортить свое реноме. И надо помнить, что информация распространяется чрезвычайно быстро и широко.
  2. Хорошая репутация компания в отрасли. Этот тезис легко проверяется наличием или отсутствием штрафов и арбитражных дел.
  3. Наемный руководитель. Возвращаясь к началу статьи, повторюсь: если вы решили продать компанию, во главе которой стоите лично вы, то шансов у вас мало, так как с вами уйдет и весь бизнес. Вспоминается поговорка: невозможно выйти из операционного управления, если операционного управления нет.
  4. Налаженный финансовый учет. Без комментариев.
  5. Долгосрочные отношения с арендодателями. Это крайне важно, если бизнес привязан к месту (салон красоты или магазин).
  6. Отсутствие критической зависимости от сотрудников и поставщиков, а также от ряда клиентов. Другими словами, диверсификация сбыта. Все это подтверждается «белой» бухгалтерией и наличием в компании CRM.
  7. Предсказуемость денежного потока и возможность масштабировать бизнес.
Основные подходы к оценке бизнеса Существуют три основных подхода к оценке бизнеса: доходный, сравнительный и затратный. Ключевые аспекты каждого из них приведены в таблице 1.

Таблица 1. Краткая характеристика подходов к оценке бизнеса

Доходный подход Сравнительный подход Затратный подход
Когда применяется Для оценки компаний, практически не обладающих материальными активами Для оценки компаний, сделки по которым есть в открытых источниках Для оценки компаний с большим количеством материальных активов; для оценки компаний с нестабильной выручкой (убыточности)
Понятие Доход, прибыль бизнеса Стоимость аналогичной компании на основе  реальных сделок Стоимость активов компании, затрат на создание компании в существующем виде
Используемый метод Метод избыточной прибыли; Метод дисконтирования денежных потоков; Метод капитализации денежных потоков Метод сделок; Метод рынка капиталов; Метод отраслевых коэффициентов Метод чистых активов; Метод ликвидационной стоимости
Для каких компаний применим Для компаний, доходы которых будут меняться в ближайшие годы Для компаний со стабильными доходами Для действующих прибыльных компаний, обладающих материальными и нематериальными активами
Суть метода Стоимость будущих денежных потоков, приведенная к стоимости на сегодняшний день Прибыль за год, деленная на ставку капитализации доходов Рыночная стоимость материальных активов компании + стоимость гудвилла компании
Подробнее о методах Рассмотреть все методы в одной статье не представляется возможным, поэтому предлагаю сделать акцент на двух из них.
  1. Метод избыточной прибыли
Он был разработан в 20-х годах ХХ века, в период, когда был опубликован меморандум о порядке апелляций и пересмотра дела №34 Министерства финансов США. На данный момент это самый популярный метод оценки частных компаний меленького и среднего размера. В его основе лежит предположение, что вся прибыль организации, превышающая «нормальную» рентабельность активов, производится за счет нематериальных активов. Такая избыточная прибыль может быть капитализирована в неосязаемые активы, иначе называемые «гудвиллами». Пример оценки бизнеса по методу избыточной прибыли представлен в таблице 2.

Таблица 2. Пример оценки бизнеса по методу избыточной прибыли

Активы 65 млн.
Величина обязательств 10 млн.
Бухгалтерская прибыль 30 млн.
Затраты на капитал 25% % от разницы собств. капитала и обязательств
Затраты на собств. кап. 13,75
Избыточная прибыль 16,25 (При учете, что гудвилл равен 1)
стоимость бизнеса 81,25
  1. Метод дисконтированных денежных потоков.
При оценке этим методом необходимо произвести следующие действия: определить вид денежного потока, рассчитать его величину, ставку дисконтирования и текущую стоимость денежных потоков. Ставка дисконтирования – это величина, которая получается в результате комбинации минимального гарантированного уровня доходности (за эту величину принято брать доходность по государственным облигациям), скорректированного на темпы инфляции, и коэффициента, учитывающего степень риска. Для начала стоит принять эту величину равной утроенной ставке на депозит в надежном банке. Например, сейчас в одном «зеленом» банке можно положить средства под 6% годовых, значит, минимальная реальная ставка дисконтирования должна быть не ниже 18%. В таблице 3 представлен пример расчета стоимости компании методом дисконтирования денежных потоков при условии, что ставка дисконтирования составляет 18%.

Таблица 3. Пример расчета стоимости компании методом дисконтирования денежных потоков

2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.
Чистый денежный поток (расчет от прибыли), млн рублей 16,70 16,40 15,57 14,53 13,58
Коэффициент дисконтирования 0,847457627 0,71818443 0,608630873 0,515788875 0,437109216
Дисконтированный денежный поток, млн. рублей 14,15 11,78 9,47 7,49 5,93
Стоимость компании (сумма дисконтированных денежных потоков) составит 48,8 млн рублей
На основе этой таблицы и при известных начальных затратах можно построить модель накопленного дисконтированного денежного потока, из которого можно определить NPV (частную приведённую стоимость, показывающую накопленный дисконтированный финансовый результат после учета вложений), IRR (запас прочности по процентам доходности, при котором NPV превратится в ноль) и период окупаемости. Итог Основное, что нужно вынести из этой статьи, – понимание, что нужно строить компанию «на продажу» с самого начала. Следите за её актуальными показателями и не совершайте топ ошибок по стоп-факторам. Тогда вы достигнете хороших результатов. Источник: e-xecutive.ru

ДОРОГИЕ

КОЛЛЕГИ

Ключевая ценность – решение конкретной проблемы каждого клиента. Определив свое призвание, как создание комфортной среды для управления и развития бизнеса, я предлагаю консультационно-образовательные услуги для собственников малого и среднего бизнеса. Сотрудничество со мной позволяет организовать правильную рабочую атмосферу для менеджмента и принятия управленческих решений. Вы экономите свое время и получаете конкретный измеримый результат с первых дней сотрудничества. Буду рад личной встрече! С уважением, Сергей Брагин         

ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ

© Copyright 2019, Sergey Bragin